Дата: 29.04.2021
На Западе, впрочем, не все компании согласны со столь строгими предписаниями. Напротив, несколько лет назад по офисам прокатилась волна «гуманизации»: пропагандировались релаксирующие картинки, игрушки, которые могли бы на несколько минут отвлечь сотрудника, позволить ему помедитировать и собраться с мыслями.
В том же «гуманистическом» русле развивается сравнительно недавняя тенденция украшать фойе офисов аквариумами с рыбками или иными экзотическими обитателями глубин — весьма недешевое украшение, своеобразный символ статуса и ориентированности на естественность и любовь к природе.
Немецкая компания VS обустроила на территории своего головного офиса бассейн с золотыми рыбками, который виден практически из любой части помещения. С другой стороны, подобное украшение может быть воспринято как излишне «домашнее», расслабляющее, более уместное не в офисе, а в SPA-центре или холле отеля.
Лицо компании
Оформление холлов и фойе крупных компаний заслуживает отдельного разговора, поскольку с точки зрения представительства его значение переоценить невозможно. В холл посетители, потенциальные клиенты и партнеры фирмы попадают в первую очередь, по его виду они делают первые выводы относительно солидности и благосостояния компании. «Дизайн из натуральных камней или кафеля сообщает о том, что фирма существует достаточно давно, металл и стекло символизируют мобильность.
Отделка, в которой присутствует много золота, видимо, означает состоятельность», — комментирует Данила Гуляев. Компания «Бюро-Объект» в уже упомянутом выше проекте для Clifford Chance подчеркнула респектабельность клиента отделкой холла — противоположная входу стена облицована полупрозрачными мраморными плитами, подсвеченными сзади мощными светильниками. Получилось одновременно и строго, и тепло: желтоватый мрамор смягчает свет ламп.
В отдельных случаях состоятельные фирмы и организации могут позволить себе продемонстрировать свой успех и стабильное положение, пригласив известных дизайнеров и с их помощью украсив холлы уникальными арт-объектами и конструкциями. Известная архитектор и дизайнер из Италии Паола Навоне, например, при оформлении офисных пространств широко использует традиционную (известную еще с древнеримских времен) монументальную технику — мозаику.
Пример ее работы можно увидеть в московском офисе компании Art Trading Contract. Г-жа Навоне считает, что конторская работа должна быть творческой и подчеркивает это широкой красной линией, точнее декоративной линейкой с делениями, проходящей по полу через фойе и коридоры офиса. А холл лондонской организации The Wellcome Trust не так давно украсила монументальная скульптура известного британского дизайнера Томаса Хизервика под названием Bleigiessen, состоящая из 142 тыс. стеклянных шаров, подвешенных на 27 тыс. стальных тросов. Вес скульптуры — 14 т, а высота — восемь этажей атриума здания. Фото сооружения обошло почти все интерьерные издания.
Оформление офисных холлов как атриумов со стеклянными крышами — очень респектабельное и эффектное, хотя и дорогостоящее. Принято считать, что в наших широтах — с частыми осадками и низкими температурами осенью, зимой и ранней весной — подобные решения не оправдывают себя. Но это не совсем так: современный уровень развития техники позволяет создавать герметичные рамы и надежные перекрытия, и помещения, несмотря на множество больших окон и стеклянную крышу, сохраняет тепло.
При этом дополнительное освещение совсем не помешает в условиях недостатка света в короткие и пасмурные зимние дни. Одним из самых масштабных российских проектов последнего времени, предусматривающих подобное решение пространства, стала башня «Федерация», с застекленной вершины которой будет открываться вид практически на всю Москву.